понедельник, 11 апреля 2011 г.

В падении Римской империи виноваты геи?


Роберто де Маттею, кстати, ревностному католику, награжденному Ватиканом за служение церкви и пропаганду ее идей, не привыкать оказываться в центре скандалов. Достаточно сказать, что совсем недавно он «отличился», заявив, что землетрясение и цунами 11 марта было послано японцам как «божественное наказание».

     Наверное, поэтому мало кого на Апеннинах удивила очередная научная теория де Маттейя, сказавшего в интервью на освещающей религиозные вопросы радиостанции Maria: «Падение Римской империи и набеги варваров произошли из-за расцвета гомосексуализма. Рассадником гомосексуализма, заразившим многих римлян, стала римская колония в Карфагене, которая была раем для гомосексуалистов».

     Что же касается нашествий варваров, среди которых однополая любовь была практически неизвестна, то их 63-летний историк, как нетрудно догадаться, считает наказанием, посланным далеким предкам свыше за моральные прегрешения.

     К новому опусу скандального ученого о божественных наказаниях за земные грехи можно было бы отнестись, как к очередной выходке религиозного мракобеса, не требующей серьезного внимания, если бы Роберто де Маттей не был вице-президентом престижного и авторитетного Центра национальных исследований и личным другом министра образования Италии Марии Стеллы Гельмини и премьер-министра Сильвио Берлускони, который не так давно заявил, что лучше любить девочек, чем быть геем.

     Маттей ссылается на христианского автора Vвека Сальвиано ди Марсилью и одного из самых больших специалистов по древнему Риму, автора многотомной «Истории упадка и разрушения Римской империи» Эдварда Гиббона, который считал, что из первых 15 императоров только у одного – Клавдия была правильная сексуальная ориентация. К тому же, гомосексуализм широко отображался в древнеримском искусстве и не находился под запретом, а у чиновников нередко были любовники из рабов.
     Несмотря на ссылки на такого авторитета по вопросам Римской империи, как Гиббон, историки дружно встретили новую теорию Маттейя в штыки, потому что никаких серьезных доказательств того, что в Риме было много гомосексуалистов, нет.



ГОМОСЕКСУАЛЬНОСТЬ В ДРЕВНЕМ РИМЕ

На заре существования Римской империи  гомосексуальность была распространённым явлением. Ситуация в Древнем Риме чем-то напоминает греческую по степени открытости гомосексуальных отношений, однако тут не было древнегреческого типа отношений «учитель-ученик». Вместо этого было принято держать у себя дома рабов-наложников. Часто об этом знали родители, жена и дети гражданина. Ещё одно отличие от греческие традиции – наличие и широкое распространение в Риме мужской проституции. Между женщинами существовали отношения в форме патроната (покровительства), а кое-где и брака.

     В Древнем Риме гомосексуальность была характерны явлением в равной степени как для верхов общества, так и для простых граждан (гражданин мог упрекнуть другого гражданина-гомосексуала в женоподобии).

     Среди римских императоров вряд ли найдётся тот, кто не соблазнял или не был соблазнён другим мужчиной. Юлий Цезарь «грешил» содомией с царём Вифинии Никомедом, чем и заслужил прозвище «царица» и насмешек во время галльского триумфа. Марк Антоний утверждал, что Август добился своего усыновления лишь с помощью сексуальных контактов. Адриан, оставивший след в истории, как правитель империи, отошедший от агрессивной милитаристской политики, все свои подвиги совершил, неся в сердце образ возлюбленного «неземной красоты» Антиноя, которого  объявил после его гибели божеством. Светоний, описывая жизнь императоров и их сексуальная жизнь, полную промискуитета и неопределённой ориентации сексуальной, относился к ним явным пренебрежением.

     Приемлемой и нормальной практикой были однополые отношения в римской армии. Христианская религия, распространившаяся уже в III в до н. э. поставила императоров в затруднительное положение, т. к. определённо осуждала гомосексуальность, в то время как среди римских легионеров в III – IV вв. была распространён митраизм с сильным гомосексуальным подтекстом. А так как армия играла в империи немаловажную роль, действовать необходимо было крайне осторожно.



     Христианское учение пророчествовало конец света, вызванный и постыдной разгульной жизнью римлян. Развал Западной Римской империи (476 г.) рассматривался как наказание господне за грехи общества, погрязшего в разврате, в т. ч. и в гомосексуальном. В то же время в Восточно-Римской империи ситуация было несколько иной. В 538 г. император Юстиниан, направивший свои усилия на укрепление государственности, официально осудил гомосексуальность, как безбожное действие, от которого может пострадать и  само государство. При этом делались ссылки на библейское предание о разрушении Содом.

Комментариев нет: