Источник: Комсомольская правда в Украине
Роберто де Маттею, кстати, ревностному католику, награжденному
Ватиканом за служение церкви и пропаганду ее идей, не привыкать
оказываться в центре скандалов. Достаточно сказать, что совсем недавно
он «отличился», заявив, что землетрясение и цунами 11 марта было послано
японцам как «божественное наказание».
Наверное, поэтому мало кого на Апеннинах удивила очередная научная
теория де Маттейя, сказавшего в интервью на освещающей религиозные
вопросы радиостанции Maria: «Падение Римской империи и набеги варваров
произошли из-за расцвета гомосексуализма. Рассадником гомосексуализма,
заразившим многих римлян, стала римская колония в Карфагене, которая
была раем для гомосексуалистов».
Что же касается нашествий варваров, среди которых однополая любовь
была практически неизвестна, то их 63-летний историк, как нетрудно
догадаться, считает наказанием, посланным далеким предкам свыше за
моральные прегрешения.
К новому опусу скандального ученого о божественных наказаниях за
земные грехи можно было бы отнестись, как к очередной выходке
религиозного мракобеса, не требующей серьезного внимания, если бы
Роберто де Маттей не был вице-президентом престижного и авторитетного
Центра национальных исследований и личным другом министра образования
Италии Марии Стеллы Гельмини и премьер-министра Сильвио Берлускони,
который не так давно заявил, что лучше любить девочек, чем быть геем.
Маттей ссылается на христианского автора Vвека Сальвиано ди Марсилью и
одного из самых больших специалистов по древнему Риму, автора
многотомной «Истории упадка и разрушения Римской империи» Эдварда
Гиббона, который считал, что из первых 15 императоров только у одного –
Клавдия была правильная сексуальная ориентация. К тому же,
гомосексуализм широко отображался в древнеримском искусстве и не
находился под запретом, а у чиновников нередко были любовники из рабов.
Несмотря на ссылки на такого авторитета по вопросам Римской империи,
как Гиббон, историки дружно встретили новую теорию Маттейя в штыки,
потому что никаких серьезных доказательств того, что в Риме было много
гомосексуалистов, нет.
ГОМОСЕКСУАЛЬНОСТЬ В ДРЕВНЕМ РИМЕ
На заре существования Римской
империи гомосексуальность была распространённым явлением. Ситуация в Древнем Риме чем-то напоминает греческую по степени
открытости гомосексуальных отношений, однако тут не было древнегреческого типа
отношений «учитель-ученик». Вместо этого было принято держать у себя дома
рабов-наложников. Часто об этом знали родители, жена и дети гражданина. Ещё одно
отличие от греческие традиции – наличие и широкое распространение в Риме мужской
проституции. Между женщинами существовали
отношения в форме патроната (покровительства), а кое-где и брака.
В Древнем Риме гомосексуальность была характерны явлением в равной
степени как для верхов общества, так и для простых граждан (гражданин мог
упрекнуть другого гражданина-гомосексуала в женоподобии).
Среди римских императоров вряд ли найдётся тот, кто не соблазнял
или не был соблазнён другим мужчиной. Юлий Цезарь «грешил» содомией с царём
Вифинии Никомедом, чем и заслужил
прозвище «царица» и насмешек во время галльского триумфа. Марк Антоний утверждал, что Август добился своего усыновления лишь с помощью сексуальных
контактов. Адриан, оставивший след в
истории, как правитель империи, отошедший от агрессивной милитаристской
политики, все свои подвиги совершил, неся в сердце образ возлюбленного «неземной
красоты» Антиноя, которого объявил
после его гибели божеством. Светоний,
описывая жизнь императоров и их сексуальная жизнь, полную промискуитета и неопределённой ориентации сексуальной, относился к ним явным пренебрежением.
Приемлемой и нормальной практикой были однополые отношения в
римской армии. Христианская
религия, распространившаяся уже в III в до н. э. поставила императоров в
затруднительное положение, т. к. определённо осуждала гомосексуальность, в то
время как среди римских легионеров в III – IV вв. была распространён митраизм с сильным
гомосексуальным подтекстом. А так как армия играла в империи немаловажную роль,
действовать необходимо было крайне осторожно.
Христианское учение пророчествовало конец света, вызванный и
постыдной разгульной жизнью римлян. Развал Западной Римской империи (476 г.)
рассматривался как наказание господне за грехи общества, погрязшего в разврате,
в т. ч. и в гомосексуальном. В то же время в Восточно-Римской империи ситуация
было несколько иной. В 538 г. император Юстиниан, направивший свои усилия на
укрепление государственности, официально осудил гомосексуальность, как безбожное
действие, от которого может пострадать и само государство. При этом делались
ссылки на библейское предание о разрушении Содом.
Комментариев нет:
Отправить комментарий